Меню

Мифы о самодельных приманках. Часть третья.

Блог им. maTVeev
Мифы о самодельных приманках. Часть третья. Что можно назвать handmade, а что следует относить к кастомным. Вопрос на самом деле гораздо более глубокий, чем может показаться на первый взгляд. И прежде чем докопаться до сути, придется привести немало примеров. Действительно, что следует называть приманкой сделанной в ручную? А что нет? Что такое «кастомные» приманки и в чем отличие? И снова мы возвращаемся к образу старого дедушки с перочинным ножом, сидящим при свете какой-нибудь лампады, в куче стружки выстругивает очередное творение. Но современный образ тех, кого мы называем мастерами существенно отличается, как от описанного выше, так и от многих других. Что такое, в сущности «ручная работа»? Ответ в самой фразе – нечто сделанное руками. Но позвольте, крупные концерны производящие приманки, значительную часть операций выполняют используя ручной труд. Не исключение и Rapala, и множество другим крупных производителей. В том числе и азиатских. Кстати, существенную долю операций в производстве ненавистных некоторыми китайских приманок – так же выполняет обычные люди. К примеру, покраска воблеров. Как мы выяснили во второй части этой статьи, большинство современных мастеров используют приобретенные болванки будущих приманок. И лишь полиуретановые воблеры создаются пусть и кустарным способом, но тоже не совсем «в ручную». И, когда мы говорим о рукодельных приманках всегда присутствует некий образующий персонаж, вокруг имени которого и строится дальнейшее создание бренда. Имя это может быть создано благодаря личным успехам в рыбалке, чем мастер заработал свой авторитет. А может быть основано на результатах, которые получили рыболовы, используя приманки этого мастера. Хотя я знаю и третий пример. Когда герой-мастер умела манипулируя фактами и вымыслом создает вокруг своего имени некий ореол авторитета и опыта, помноженный на якобы большие успехи и результаты других рыболовов. Об успехах мы обязательно поговорим в будущем. То есть, как правило, рассматривая любой концерн производящий приманки мы не отождествляем его с каким-то конкретным человеком, хотя в каждом из них такой или такие, разумеется есть. Существует устойчивое мнение, что часть серийных приманок в свое время имели прообразы созданные руками мастеров. Я знаю несколько таких примеров, но справедливо сказать, что это далеко не всегда так. И все же, я могу назвать десяток современных брендов приманок: RR Vaappu, Iitin Uistin, Nils Master, HK Varma, Merimetso, PP Lures, Karikko… Есть свои герои и в России, где мастера иногда придумывают названия, как в случае с Kurki Baits, но чаще предпочитают давать собственные фамилии, дабы подчеркнуть свою принадлежность и получить дополнительный пиар: «Игорь Макаров», «A.Smirnoff» и тд. В любом случае в каждом случае есть некий герой. В случае с Нильс Мастер их несколько. Однако это вовсе не значит, что весь производственный процесс заключен в руках мастера. За исключением заготовок болванок. Вовсе нет. И все зависит от популярности мастера. Придумав свои приманки, раскрутив их и получив некоторую популярность, некоторые мастера получают большое количество заказов и уже физически не успевают все делать самостоятельно. Перекладывая эти функции на помощников. Я не вижу в этом ни чего страшного и это вполне логично. Хотя мне знакомы и те, кто делает небольшой объем приманок, намерено не увеличивая объем производства. Но справедливо сказать, что приманка наполовину сделанная условно промышленным способом, а второй своей половиной вышедшая из рук некоего подмастерья, пусть и под контролем отца-мастера, возможно, не утрачивает своего качества и уловистости, но уже не может в полной мере называться handmade. Это мое мнение. Хотя есть одно исключение, о котором я расскажу отдельно в будущем. Теперь перейдем к так называемым кастомным приманкам. Есть в этом направлении вполне себе открытое, белое и чистое созидание, а есть и своего рода тёмная сторона. Сперва о первой. Не секрет, что мы рыболовы любим все эксклюзивное, любим выделяться в компании. У каждого эти стремления индивидуальны. Кому-то достаточно иметь самые дорогие снасти в компании или самую большую коллекцию приманок. Другие идут дальше и стремятся получить нечто эксклюзивное. Такое, чего нет ни у кого. Вероятно, приманки ручной работы в какое-то время удовлетворяли эти амбиции. Но сегодня большинство из мастеров каждый год выпускают от нескольких сотен, до тысяч идентичных, покрашенных под трафаретом приманок. Какой уж тут эксклюзив. Любой стоящий производитель, имея технические возможности, всегда предлагает покупателям базовый набор цветовых сочетаний, которых, в общем, достаточно в универсальном подходе. Но иногда возникают некие локальные особенности, когда получая какую-то дополнительную деталь в расцветке, приманка начинает работать лучше. И все же кастомные приманки это в большей степени удовлетворение своего эго. Так ряд мастеров, способных разрисовать приманку просто невероятными сочетаниями выбирает проверенного производителя или модель приманки. За которую будет уверен, и в своем фирменном стиле красит их. В Европе популярен симбиоз производителей и таких мастеров. Где каждая сторона получает свою долю пирога, выпуская ограниченными партиями, так называемые «кастомные приманки». Т.е. сами приманки серийные, но покрашены иначе и имеют автограф автора. Такие есть в линейке Abu Garcia, StrikePro и некоторых других. Все совершенно честно и открыто. А что со стороной тёмной? Прежде чем перейти к примерам, вернемся к мастерам. Большинство из тех, с кем мне довелось общаться просто невероятные практики с потрясающим опытом и способностью анализировать этот опыт. Лично мне далеко до такого анализа. Кто-то испытывает свой собственный водоем, находя решения и ключи к сердцам хищников. Другие имеют более широкую географию. Но очень важно отметить, что каждая приманка и каждый цвет рождается благодаря многолетнему опыту. Я говорю о базовых сочетаниях. Далее в дело вступает маркетинг и мастер должен добавить несколько таких деталей, которые бы выделили его творение в глазах покупателей-рыболовов. Но есть и другая сторона. И, к сожалению, я вынужден признать, что относится она к нашей стране. Для создания приманки за основу берется некий уже проверенный прототип. За основу цвета так же берутся уже готовые сочетания «подсмотренные» за кордоном. То есть условно можно сказать, что создается своего рода кастомная версия с базовыми данными. Тонкий юридический момент. Её нельзя назвать копией или подделкой. Когда такое делают на одном из предприятий из поднебесной – прогрессивная общественность тут же говорит о том, что появилась новая копия или «реплика». А если приманка, что называется «авторская» то таких нападок уже не услышишь. Все же практика, как я считаю, очень важна для мастера. К примеру, один из моих знакомых по имени Мика в сезон не менее 3-4 раз в неделю проводит на воде. Анализируя ситуацию и результаты. Я не хочу сказать, что «слизанные» с финнов приманки не работают. Вовсе нет. Но понимания того, что и почему автор делает… увы, не найдешь. Разница очень существенная, когда один мастер приходит к своей модели путем долгих изысканий и практики. А другой взяв за основу готовое решение, внес в него изменения на основе рекомендаций некоторых знакомых. Есть и еще одно наблюдение. Когда некоторые мастера, не имеющие реальной практики (а в нашей стране таких, большинство) создают действительно авторские модели. Но создают их на основе рекомендаций авторитетных для них мнений – получается какая-нибудь ерунда. И это опять же мое наблюдение и опыт… На этом на сегодня закончу. В следующий раз еще более подробно поговорим о расцветках рукодельных приманок.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.