Мифы о самодельных приманках. Часть четвертая. Цвета приманок. Если
книгу, а особенно журнал мы оцениваем по обложке, и лишь после
«раскрываем» его содержание. То для приманки такой обложкой
является расцветка приманки. Как и в случае с печатными изданиями,
обложка не всегда совпадает с содержанием…
Каждый производитель серийных приманок
выпускает разнообразные серии расцветок своих моделей. Среди них
есть некие базовые сочетания и свои особые (фирменные) расцветки.
Все цвета делятся на несколько категорий и групп:
натуральные-имитационные, фантазийные-яркие, темные тона. Те, что
работают в течение всего года и те, которые соответствуют
определенным периодам, на солнечную погоду и пасмурную. Для больших
глубин и мелкой воды. На основе этого существует множество
всевозможных теорий и споров о влиянии расцветки в целом и
отдельных её качеств. К примеру, различные светоотражающие элементы
и флуоресцентные цвета, которые должны сделать приманку более
привлекательной на большей глубине. Всё что я могу сказать
уверенно: да, цвет приманки действительно имеет значение, иногда
очень важное. Но расцветка это точно не панацея и все перечисленное
выше в определенной степени не что иное, как маркетинг.
Содержание приманки – её безупречная
работа. Привольное (для своих условий применения) поведение (игра).
Лишь при наличие этой составляющей цвет имеет значения. Как и с
журналом, если на страницах нет для вас ни чего интересного – вам
всё равно, какая обложка. Хотя есть исключения… Тоже, кстати,
иногда бывает и с приманками. Крупные производители, лидеры рынка,
такие как Rapala, обладая мощным медиа ресурсом, хорошей командой
экспертов-лидеров мнений, широкой сетью распространения. Выпуская
новую модель приманки, могут за короткое время сформировать
устойчивое общественное мнение. Все же «сарафанное радио» в рыбалке
наиболее важная составляющая на пути к успеху, при условии
положительных оценок, разумеется. Ситуация у мастеров несколько
иная. И подход изначально совершенно другой. Всё строится на
авторитете мастера. Приобретая приманку в определенной расцветке,
особенно новой, мы по умолчанию соглашаемся с идеей автора, его
опытом и авторитетом. Потому что должного объема информации из
других источников просто нет. Подход мастеров бывает разный. Но в
первую очередь я все же говорю о практиках, тех, кто на личном и
только личном опыте формирует собственное мнение. Некоторые из тех,
с кем мне довелось общаться, годами работают над выявлением новых
расцветок. И все же, как правило, речь идет о небольшом количестве
базовых сочетаний. Условно, можно выделить четыре-пять таких
сочетаний: натуральная-имитационная; преимущественно целеная;
преимущественно синяя; какой-то яркий (как правило, с сочетанием
красного); темные, мрачные расцветки. Так же, каждый опытный мастер
имеет в своей коллекции несколько специальных, фирменных расцветок.
Как правило, ориентированы они на ту рыбу и условия, для которых в
первую очередь ориентирован мастер. Из таких я бы выделил цвет Alsa
Noutaja от знаменитой E.V. Trutta. Расцветку популярную во время
осенней ловли кумжи. Некоторые производители серийных приманок
выпускают подобные расцветки. Тот случай, когда получив
популярность, рукодельная расцветка появилась у серийных
производителей, копируют её и наши мастера. Правда в воблерном
исполнении она не эффективна, т.к. применяется совершенно в других
условиях.
Подобных примеров на самом деле не так
много. Но популярных цветов, которые ассоциируются с мастерами
достаточно. Например, в коллекции HK Varma – Lapin Kulta. Кстати,
тоже своего рода символ. Есть среди мастеров особо талантливые в
части покраски, создающие настоящие шедевры. Признаться, я не знаю
ни кого, кто создавал цвета лучше, чем Janne Koivisto. Его воблеры,
джерки и блесны имеют свой особый стиль. Так же в этом здорово
преуспел My Vaappu.
Вообще вариации с расцветкой позволяют
в полной мере давать полет творческой фантазии мастеру. Показывая
свое мастерство и умение. Чем необычнее и привлекательнее получится
приманка – тем больше вероятность, что на нее обратят внимание
покупатели. Именно на рыболова, а не на рыбу, в первую очередь
ориентированы все разнообразия цветов. Все же я говорю о различных
деталях, переходах и сочетаниях цветов. В своей основе, как
правило, находятся те самые базовые сочетания, о которых я говорил
ранее. Что интересно, один из тех мастеров, с которыми мне довелось
ловить рыбу, рассказывал. Его опыт составляет порядка 25 лет, я
имею ввиду опыт создания приманок и пристального наблюдения за
реакцией рыбы на своем водоеме. По его утверждению настроения рыбы
меняется периодами. Иногда через год, иногда через три. Но те
цвета, что успешно работали раньше, уже не приносят результат. Рыба
выбирает другие сочетания. Вместе с тем, за эти годы у него есть
2-3 цвета, которые можно назвать универсальными на все времена.
Т.е. они не являются «секретным оружием» в полной мере, но работают
в целом всегда. Проще говоря, расцветка в отношении рукодельной
приманки несет меньше практической нагрузки, так как это происходит
с серийными приманками, где места для творчества почти нет. А в
большей степени является предметом эстетическим. Не справедливо
было бы сказать, что те мелкие детали, которыми наделяют авторы
свои приманки, не имеют никакого значения. Вероятно, в определенной
ситуации какая-нибудь точка или штрих может повысить эффективность
приманки. Но все же не стоит слишком преувеличивать заслугу. Важно
так же понимать, что многие специальные цвета, «фирменные» для
автора родились в тех условиях, в которых ловит сам автор. И,
следовательно, ориентированы в первую очередь на тот водоем, на
котором ловит автор. Это, разумеется, не значит, что такая
расцветка не будет работать на другом. Но все же стоит сопоставлять
условия. В моей практике есть примеры, как положительные. Когда
оказываясь в схожих условиях, приманка отлично работала, так и
обратных. Попадая на водоем, где условия ловли значительно
отличались, и результата не было.
Увы. Но наши мастера по разным
причинам не имеют того практического опыта, которым обладают
иностранные коллеги. Той практики, которая бы позволила заниматься
аналитикой изучения повадок рыбы и её реакции на изменения
расцветки в наших условиях. Потому за основу берутся уже готовые
решения. Базовые расцветки и популярные авторские цвета. Внося
незначительные изменения и штрихи не связанные с улучшением
привлекательности приманки для наших условий. Все те, что можно
отнести к авторским задумкам – так же являются плодом воображения
автора, как правило, не подкрепленные конкретными результатами и
опытом. Следовательно, в этом случае такая покупка в практическом
смысле будет своего рода лотереей. Цвет приманки играет важное
значение для рыболова, в ряде случаев ключевое значение и для рыбы.
Универсального решения нет, но благодаря опыту некоторых мастеров и
их способности анализировать и экспериментировать на рынке
появилось много таких сочетаний, которые принято называть
классическими. Как, к примеру, цвет FT в линейке Rapala. Тема
объемная и я не раз еще буду к ней возвращаться, но в рамках этой
истории можно закончить. В следующий раз мы поговорим о блеснах. В
Финляндии есть своего рода культ колебалок ручной работы для ловли
кумжи, сравним, что может предложить наш рынок на этот счет.
2 комментария
Рыбак №1
Пантелей Левин